Совокупность слышимых и неслышимых звуков
напоминает в принципе спектр солнечных лучей, в котором есть видимая
область - от красного до фиолетового цвета и две невидимые -
инфракрасная и ультрафиолетовая. Именно по аналогии с солнечным спектром
получили название звуки, не воспринимаемые человеческим ухом: инфразвук,
ультразвук и гиперзвук.
Восприятие звуков людьми очень индивидуально. Каждый слышит, так
сказать, по-своему. Дети, например, слышат звуки более высоких частот,
чем пожилые люди.
Как уже упоминалось, звук следует рассматривать с объективной и
субъективной точек зрения. Звук как субъективное явление более сложен и
менее изучен, чем его объективная физическая сущность.
Как мы воспринимаем звук?
Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, соединяющего
ее с барабанной перепонкой. Основная функция наружного уха - определение
направления на источник звука. Слуховой проход, представляющий
сужающуюся внутрь трубку длиной два сантиметра, предохраняет внутренние
части уха и играет роль резонатора. Слуховой проход заканчивается
барабанной перепонкой - мембраной, которая колеблется под действием
звуковых волн. Именно здесь, на внешней границе среднего уха, и
происходит преобразование объективного звука в субъективный, то есть
звуковой волны в субъективное ее ощущение.
Непосредственно за барабанной перепонкой расположены три маленькие
соединенные между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя, с
помощью которых колебания передаются внутреннему уху. Там, в слуховом
нерве, они преобразуются в биоэлектрические сигналы.Малая полость, где находятся молоточек, наковальня и
стремя, наполнена воздухом и соединена с полостью рта евстахиевой
трубой. Благодаря последней поддерживается одинаковое давление на
внутреннюю и внешнюю стороны барабанной перепонки. Обычно евстахиева
труба закрыта, а открывается лишь при внезапном изменении давления (при
зевании или глотании) для выравнивания его. Если у человека евстахиева
труба блокирована, например, из-за простудного заболевания, то давление
не выравнивается, и человек ощущает боль в ушах.
При передаче колебаний от барабанной перепонки к овальному окну, которое
является началом внутреннего уха, энергия первоначального звука как бы
концентрируется в среднем ухе. Это осуществляется двумя способами, в
основе которых лежат хорошо известные принципы механики. Во-первых,
уменьшается амплитуда, но одновременно увеличивается мощность колебаний.
Здесь можно провести аналогию-с рычагом, когда для поддержания
равновесия к большому плечу прикладывается меньшая сила, а к меньшему -
большая. С какой точностью осуществляется такое превращение в
человеческом ухе, видно из того, что амплитуда колебаний барабанной
перепонки равна диаметру атома водорода (10~8 сантиметра), а молоточек,
наковальня и стремя уменьшают ее в три раза. Во-вторых, и это более
существенно, концентрация звука обусловливается разностью диаметров
барабанной перепонки и овального окна внутреннего уха.
Сила, действующая на барабанную перепонку, равна произведению давления
на площадь барабанной перепонки. Эта сила через молоточек, наковальню и
стремя воздействует на овальное окно, с противоположной стороны которого
находится жидкость. Площадь овального окна в 15-30 раз меньше площади
барабанной перепонки, поэтому и давление на него в 15-30 раз больше.
Кроме того (как уже было сказано, молоточек, наковальня и стремя
увеличивают мощность колебаний в три раза), благодаря среднему уху
давление на овальное окно превышает почти в 90 раз первоначальное
давление, действующее на барабанную перепонку. Это очень важно,
поскольку дальше звуковые волны распространяются уже 8 жидкости. Не будь
увеличения давления, звуковые волны вследствие эффекта отражения не
смогли бы проникнуть в жидкость. Молоточек, наковальня и стремя имеют
крошечные мышцы, которые обеспечивают защиту внутреннего уха от
повреждений при воздействии сильных шумов. Внезапные очень интенсивные
звуки могут разрушить этот защитный механизм и вызвать серьезные
повреждения уха.
Слуховой аппарат человека - необычайно сложный механизм. Особенно в той
части, которая начинается с так называемого овального окна - порога
внутреннего уха. Звуковые волны здесь уже распространяются в жидкости
(перилимфе), которой наполнена улитка. Этот орган внутреннего уха,
действительно напоминающим улитку, имеет длину три сантиметра и по всей
длине разделен перегородкой на две части. Звуковые волны, попавшие на
овальное окно улитки, доходят до перегородки, огибают ее и далее
распространяются почти к тому же самому месту, где они впервые коснулись
перегородки, но уже с другой стороны.
Перегородка улитки, по сути дела, состоит из основной мембраны, очень
тонкой и тугой вблизи овального окна, но становящейся толстой и вялой
ближе к <хвосту> улитки. Звуковые колебания создают на поверхности
основной мембраны волнообразную рябь, при этом гребни для каждой данной
частоты лежат в совершенно определенных участках мембраны.
Высокочастотные звуки создают максимум колебаний на том участке основной
мембраны, где она наиболее натянута, то есть вблизи овального окна,
низкочастотные же звуки - на хвостовую часть улитки, где основная
мембрана толстая и вялая. Этот механизм позволяет объяснить, как человек
выделяет тоны различной частоты.
Механические колебания преобразуются в электрические в специальном
органе (органе Корти), размещенном над верхней частью основной мембраны
и представляющем собой набор из 23,5 тысячи <мясистых> ячеек,
расположенных вдоль длины органа четырьмя рядами. Над органом Корти
находится похожая на заслонку текто-риальная мембрана. Оба эти органа
погружены в эндо-лимфу и отделены от остальной части улитки мембраной
Рейснера. Волоски, растущие из ячеек органа Корти, почти пронизывают
поверхность текториальной мембраны. Основная мембрана, на которой
находится орган Корти вместе со своими волосистыми ячейками, как бы
шарнирно подвешена на текториальной мембране. При деформации основной
мембраны между ними возникают касательные напряжения, которые изгибают
волоски, соединяющие две мембраны. Благодаря такому изгибу и происходит
окончательное преобразование звука - теперь он уже закодирован в виде
электрических сигналов. Изгибы волосков играют в некотором роде роль
пусковых механизмов для электрохимических реакций в ячейках. Они и
являются источниками электрических сигналов.
Что происходит далее со звуком и какую форму он приобретает, пока еще
остается до конца неразгаданной тайной. Известно только, что теперь звук
закодирован всплесками электрической активности, так как каждая
волосистая ячейка выделяет электрический импульс. Природа этого кода
тоже пока неизвестна. Расшифровка его усложняется тем, что волосистые
ячейки излучают электрические импульсы даже тогда, когда никакого звука
нет. Только разгадав этот код, можно будет попять истинную природу
субъективного звука, понять, как мы слышим то, что слышим.
Основные физические характеристики любого колебательного движения -
период и амплитуда колебания, а применительно к звуку - частота и
интенсивность колебаний.
Периодом колебания называется время, в течение которого совершается одно
полное колебание, когда, например, качающийся маятник из крайнего левого
положения переместится в крайнее правое и вернется в исходное положение.
Частота колебаний - это число полных колебаний (периодов) за одну
секунду. Эту величину в Международной системе единиц называют герц (Гц).
Частота - одна из основных характеристик, по которой мы различаем звуки.
Чем больше частота колебаний, тем более высокий звук мы слышим, то есть
звук имеет более высокий тон.
Нам, людям, доступны звуки, ограниченные следующими частотными
пределами: не ниже 15-20 герц и не выше 16-20 тысяч герц. Ниже этого
предела находится инфразвук (меньше 15 герц), а выше - ультразвук и
гиперзвук, то есть 1,5-10 4 - 10 9 герц и 10 9 -10 13 герц
соответственно.
Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой от 2000 до 5000
герц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. Затем
слух ухудшается. У человека до 40 лет наибольшая чувствительность
находится в области 3000 герц, от 40 до 60 лет - 2000 герц, а старше 60
лет- 1000 герц. В пределах до 500 герц человек различает повышение или
понижение частоты всего лишь на один герц. На более высоких частотах
люди менее восприимчивы к такому незначительному изменению частоты. Так,
например, при частоте более 2000 герц человеческое ухо способно отличить
один звук от другого только тогда, когда разница в частоте будет не
меньше 5 герц. При меньшей разнице звуки будут восприниматься как
одинаковые. Однако правил без исключений не бывает. Есть люди,
обладающие необычайно тонким слухом. Например, одаренный музыкант может
отреагировать на изменение даже на какую-то долю одного колебания.
С периодом и частотой связано понятие о длине волны. Длиной звуковой
волны называется расстояние между двумя последовательными сгущениями или
разрежениями среды. На примере волн, распространяющихся на поверхности
воды,- это расстояние между двумя гребнями (или впадинами).
Звуки могут отличаться один от другого и по тембру?. Это значит, что
одинаковые звуки по высоте тона могут звучать по-разному, потому что
основной тон звука сопровождается, как правило, второстепенными тонами,
которые всегда выше по частоте. Они придают основному звуку
дополнительную окраску и называются обертонами. Иными словами, тембр -
качественная характеристика звука. Чем больше обертонов накладывается на
основной тон, тем <сочнее> звук в музыкальном отношении. Если основной
звук сопровождается близкими ему по высоте обертонами, то сам звук будет
мягким, <бархатным>. Когда же обертоны значительно выше основного тона,
появляется <металличность> в звуке или голосе.
Органы слуха благодаря своему замечательному устройству легко отличают
особенности одного колебания от другого, голос близкого или знакомого
человека от голосов других людей. По тому, как говорит человек, мы судим
о его настроении, состоянии, переживаниях. Радость, боль, гнев, испуг,
страх перед опасностью - все это можно услышать, даже не видя того, кому
принадлежит голос.
Вторая основная характеристика - амплитуда колебаний. Это наибольшее
отклонение от положений равновесия при гармонических колебаниях. На
примере с маятником амплитуда - максимальное отклонение его от положения
равновесия в крайнее правое или левое положение. Амплитуда колебаний,
так же как и частота, определяет интенсивность (силу) звука. При
распространении звуковых волн отдельные частицы упругой среды
последовательно смещаются. Это смещение передается от частицы к частице
с некоторым запозданием, величина которого зависит от инерционных
свойств среды. Передача смещений от частицы к частице сопровождается
изменением расстояния между этими частицами, в результате чего
происходит изменение давления в каждой точке среды.
Акустическая волна несет в направлении своего движения определенную
энергию. Благодаря этому мы слышим звук, создаваемый источником,
находящимся на определенном расстоянии от нас. Чем больше акустической
энергии достигает уха человека, тем громче слышится звук. Сила звука,
или ее интенсивность, определяется количеством акустической энергии,
протекающей за одну секунду через площадку в один квадратный .сантиметр.
Следовательно, интенсивность акустических волн зависит от величины
акустического давления, создаваемого источником звука в среде, которое,
в свою очередь, определяется величиной смещения частиц среды,
вызываемого источником. В воде, например, даже очень небольшие смещения
создают большую интенсивность/ звуковых волн.
Интенсивность обычных, воспринимаемых человеческим ухом звуков очень
мала. Громкому разговору, к примеру, соответствует интенсивность звука,
равная приблизительно одной миллиардной доле ватта на квадратный
сантиметр. Но так как площадь двух слуховых каналов ушей человека
приблизительно равна одному квадратному сантиметру, то мощность в одну
миллиардную долю ватта человек воспринимает как достаточно громкий звук.
Если бы мы захотели вскипятить чайник с водой, используя энергию
звуковой речи, превращенную в тепло без всяких потерь, то для этого
потребовалась бы энергия непрерывного громкого разговора всех жителей
Москвы в течение суток, в то время как на газовой плите такой чайник
закипает в течение 10 минут. А мощность, которая получилась бы при
одновременном крике всех людей земного шара, была бы в два раза меньше
мощности двигателя автомобиля <Жигули>.
С интенсивностью звука связана громкость. Чем больше интенсивность
звука, тем он громче. Однако понятия о громкости и интенсивности не
равнозначны. Громкость звука - это мера силы слухового ощущения,
вызываемого звуком. Звук одинаковой интенсивности может создавать у
различных людей неодинаковые по своей громкости слуховые восприятия.
Так, например, звуки, одинаковые по интенсивности, но различающиеся по
высоте, воспринимаются ухом с разной громкостью в зависимости от
особенностей слуховых восприятий. Мы не воспринимаем как очень слабые,
так и очень громкие звуки. Каждый человек обладает так называемым
порогом слышимости, который определяется наименьшей интенсивностью
звука, необходимой для того, чтобы звук был услышан.
Наиболее хорошо воспринимаемые звуки по частоте лучше различаются и по
громкости. При частоте 32 герца по громкости различаются три звука, при
частоте 125 герц - 94 звука, а при частоте 1000 герц - 374. Увеличение
это не беспредельно. Начиная с частоты 8000 герц, число различимых
звуков по громкости уменьшается. При частоте 16 000 герц человек может
различать только 16 звуков.
Звуки очень большой интенсивности человек перестает слышать и
воспринимает их как ощущение давления или боли. Такую силу звука
называют порогом болевого ощущения. Исследования показали, что
интенсивность, при которой звуки разной частоты вызывают болевое
ощущение, различна. Если силу звука увеличить в миллион раз, громкость
возрастает только в несколько сотен раз. Выяснилось, что ухо преобразует
силу звука в громкость по сложному логарифмическому закону, ограждая
свои внутренние части от чрезмерных воздействий.
Наиболее мощные звуки, с которыми большинству людей приходится
сталкиваться в своей повседневной жизни, вызывают либо раздражение, либо
даже боль в. ушах. Но если мощность звука, обусловливающего болезненное
ощущение в ушах, понизить в десять миллионов раз, то и такой звук
оказывается достаточно интенсивным, чтобы распространяться в воздухе.
Для измерения нашего субъективного восприятия звука используется
логарифмическая шкала. Когда мощность одного звука в 10 раз больше
мощности другого, то говорят, что интенсивность первого звука составляет
10 децибел по отношению ко второму, в 100 раз - 20 децибел, в 1000 раз -
30 децибел и т. д. Иными словами, всякий раз, когда отношение мощностей
звука увеличивается в 10 раз, интенсивность звука, выраженная в
децибелах, возрастает на 10. При таком подходе мы получаем не
абсолютную, а лишь относительную шкалу. Необходимо как-то выделить
уровень нулевой интенсивности, чтобы от него производить отсчет. Такой
уровень выбран на основе субъективных показателей - это минимальный
порог восприятия звука человеческим ухом, который равен 10 ~12 ватта на
квадратный метр. Звук в 10 раз более мощный имеет уровень интенсивности
10 децибел, в миллион раз - 60 децибел, в 10 миллион миллионов раз,
вызывающий болевое ощущение,- 130 децибел, что соответствует 10 ваттам
на квадратный метр.
Имеется еще одна особенность человеческого слуха. Если к звуку
определенной громкости добавить звук той же или близкой к ней частоты,
то общая громкость окажется меньше математической суммы тех же
громкостей. Одновременно звучащие звуки как бы компенсируют или
маскируют друг друга. А звуки, далеко отстоящие по частоте, не влияют
друг на друга, и их громкость оказывается максимальной. Эту
закономерность композиторы используют для достижения наибольшей мощности
звучания оркестра.
С точки зрения восприятия органами слуха звуков их можно разделить в
основном на три категории: шум, музыка, речь. Такое разделение оправдано
не только нашей привычкой к классификации явлений и предметов. Шум,
музыка и речь - разные области звуковых событий,^ обладающие
специфической для человека информацией. Потому-то они и изучаются
разными специалистами.
Шум - бессистемное сочетание большого количества звуков, когда все эти
звуки сливаются в нечто хаотическое, нестройное. Каждый из нас
достаточно хорошо знаком с этим не всегда приятным явлением. Даже когда
мы, занятые своими мыслями, не замечаем будто бы шума, он оказывает на
нас свое воздействие, как правило, отрицательное. Час, другой, и мы
чувствуем, что начинает побаливать голова, появляется слабость.
Причем нам иногда кажется, что все это происходит вроде бы беспричинно.
Только уж если шум мешает нам основательно, действует на нас
раздражающе, мы твердо знаем, что голова заболела от него.
Сейчас специалисты считают борьбу с шумом в городах и особенно на
промышленных предприятиях одной из важнейших проблем. Речь идет,
конечно, не о том, чтобы всюду стояла абсолютная тишина. Да она просто и
не достижима в условиях современного города и современного производства.
Более того, человек не может жить в абсолютной тишине и никогда не
стремится к ней. Не случайно безмолвие сурдокамер - одно из не-^ легких
испытаний для тех, кто готовится к космическим полетам. Человек, долго
находящийся в абсолютной тишине, испытывает <информационный голод>,
который может привести к расстройству психики. Словом, длительная
абсолютная тишина так же пагубна для психики, как и беспрерывный
повышенный шум. Оба эти состояния противоестественны для человека,
который за миллионы лет эволюции приспособился к определенному шумовому
фону - разнообразным и ненавязчивым звукам природы.
Наблюдения за состоянием здоровья рабочих шумных цехов показали, что под
действием шума нарушается динамика центральной нервной системы и функции
вегетативной нервной системы. Проще говоря, шум может повышать давление
крови, учащать или замедлять пульс, понижать кислотность желудочного
сока, кровообращение мозга, ослаблять память, снижать остроту слуха. У
рабочих шумных производств отмечается боле* высокий процент заболеваний
нервной и сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.
Одна из причин отрицательного воздействия шумов е том, что, когда мы
сосредоточиваемся, чтобы лучше слышать, наш слуховой аппарат работает с
большой перегрузкой. Одноразовая перегрузка не страшна, но когд мы
перенапрягаемся изо дня в день, из года в год, бесследно это не
проходит.
Какое количество и какого именно шума может вы держать человек, зависит
от возраста. Молодые, как правило, выдерживают больше шума, чем пожилые,
грохот оркестра или пронзительное пение, которое нра вится подростку,
может совершенно вывести из себя человека в возрасте. Как же врачи и
специалисты по акустике определяют уровень шума? Для измерения
интенсивности звука в слуховом восприятии принята международная шкала
громкости, разделенная на 13 бел, или 130 децибел. По этой шкале нулю
соответствует порог слышимости, 10 децибел - шепот низкой громкости, 20
децибел - шепот средней громкости, 40 децибел - тихий разговор, 50
децибел - разговор средней громкости, 70 децибел - шум пишущей машинки,
80 децибел - шум работающего двигателя грузового автомобиля, 100 децибел
- громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 метров, 120 децибел -
шум работающего трактора на расстоянии одного метра и, наконец, 130
децибел - порог болевого ощущения, то есть порог выносливости уха.
Установлено, что максимальные величины, будто не влияющие на организм,
равны 30-35 децибелам, однако при длительном воздействии такого шума у
практически здоровых людей может дать <сбой> нервная система, что
выражается, как правило, нарушением сна.
Медики настойчиво продолжают исследовать влияние шума на здоровье
человека. Они, например, установили, что при повышении шума
увеличивается выделение адреналина. Адреналин в свою очередь влияет на
работу сердца и, в частности, способствует выделению свободных жирных
кислот в кровь. Для этого достаточно человеку кратковременно находиться
под воздействием шума интенсивностью 60-70 децибел. Шум более 90 децибел
способствует более активному выделению кортизона. А это в определенной
степени ослабляет способность печени бороться с вредными для организма
веществами, в том числе и с теми, которые способствуют возникновению
рака.
Оказалось, что шум вреден также и для зрения человека. К такому выводу
пришла группа болгарских врачей, исследовавших эту проблему.
Специалисты, участвовавшие в опытах, по нескольку*часов находились в
затемненных камерах, куда постоянно транслировался записанный на
магнитофонную пленку шум от работы станков и механизмов. При этом было
установлено, что заметно уменьшается активность сетчатки глаза, от
которой зависит работа глазных нервов, а следовательно, острота зрения.
Итак, шум - очень неблагоприятное явление для человека, он заметно
снижает производи-1ьность умственного и физического труда. Невозможно
перечислить все техногенные источники шума, от которого требуется
активная защита. Но если иметь в виду уличный шум современного большого
города, то его основной источник установить не столь уж трудно - это
транспорт, особенно неумолчно урчащие, а то просто ревущие автомобили. В
некоторых крупных городах мира шум в дневное время достигает 120-130
децибел. В Западной Европе есть города, где в течение нескольких лет
жители не могут днем работать, а ночью спать - над их домами непрерывно
проносятся реактивные самолеты.
Возникает вопрос, можно ли бороться с шумами и как?
В Советском Союзе борьбе с шумом, улучшению акустических условий
оказывается повсеместное внимание. Самолетам, как правило, запрещено
летать над городами. Шумные предприятия либо изолируют от жилых районов
зелеными насаждениями, либо стараются и* вывести за городскую черту. В
новых районах строят широкие проспекты, где звуки больше поглощаются, не
отражаясь многократно от стен домов. В населенных пунктах запрещены
звуковые сигналы всех видов транспорта (исключения оговариваются
правилами дорожного движения).
Растения - хороший гаситель шума. Деревья и кустарники снижают шум на 5,
10, а иногда и на 20 деци бел. Безусловно, что эффективность зеленых
насаждений зависит от их планировки и пород деревьев. Эффективны зеленые
полосы между тротуаром и мостовой. На широких улицах со значительным
движением транспорта рекомендуется создавать рядом с тротуарами аллеи
шириной 10-12 метров. Лучше всего гасят шум липы цели.
Ели поглощают уличный шум в такой степени, что жители домов, находящихся
позади такого хвойного за слона, едва ли не полностью избавляются от
раздражающих шумов улицы большого города.
Специалисты, работающие в лаборатории строитель ной акустики Московского
научноисследовательского института типового и экспериментального
проектирования /МНИИТЭП/, предложили так называемые шумозащитные окна
для жилых помещений. Они обеспечиваю снижение шума в квартирах на 44
децибела (обычно окно снижает уличный шум всего примерно на 22
децибела). Окна снабжены клапанами-глушителями, благодаря которым
обеспечивается доступ свежего воздуха в помещение без существенного
ухудшения противошумовой защиты.
На промышленных предприятиях тоже ведется настойчивая борьба с шумом.
Для этого применяются индивидуальные средства защиты - <противошумы> и
<антифоны> различной конструкции, снижающие на 30-50 процентов уровень
высококачественного шума. Более эффективный путь к уменьшению шума -
использование разнообразных средств звукоизоляции, звукопоглощающих
покрытий.
Хороший почин в борьбе с шумом сделан на Ермолинском хлопчатобумажном
объединении. Наступление на децибелы началось здесь несколько лет назад.
Сотрудники Института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР предложили
использовать звукопоглощающие подвесные плиты - кулисы. Немало пришлось
поработать ученым-гигиенистам вместе с инженерами, чтобы стали
максимально эффективными эти акустические ловушки. На первых порах,
например, стены облицовывали плоскими плитами. Затем стали их делать
волнистыми, что дало еще больший эффект, нашли оптимальный вариант
размещения кулис. Результат налицо - уровень шума снижен более чем
вдвое, производительность труда повысилась, а заболеваемость ткачих
уменьшилась на 30 процентов. Ермолинский вариант борьбы с шумом взят на
вооружение московским шелковым комбинатом имени Розы Люксембург <Красная
Роза>, столичной ткацкой фабрикой <Красные текстильщики>, Раменским
текстильным комбинатом и др.
Еще один путь борьбы с шумом - это замена физически изношенной и
морально устаревшей техники более совершенной. Можно также применить
хорошо организованный и высококачественный ремонт и модернизацию
промышленного оборудования и другие меры.
Можно быть уверенным, что проблема борьбы с промышленными шумами будет в
конце концов решена, ибо этого требуют социальные и экономические
интересы общества.
Нормативно-технической основой комплексного решения этой проблемы
является стандартизация, целенаправленная и планомерная деятельность,
призванная стРого регламентировать все факторы, так или иначе
порождающие шум, и установить методы и способы защиты от него. Именно
этим занимаются специалисты стран - членов Совета Экономической
Взаимопомощи, они разрабатывают стандарты тишины на производстве и в
быту. При этом обязательно учитывается опыт, накопленный в той или иной
стране, в той или иной отрасли народного хозяйства. Каждый стандарт СЭВ
представляет собой синтез опыта и современных научных достижений и
целиком ориентирован на использование прогрессивной техники и
технологии.
Венгерские специалисты разработали стандарт <Допустимые уровни звукового
давления в жилых и общественных зданиях>. Этот документ устанавливает
ряд акустических пределов, благодаря которым понятие тишины обретает
количественное выражение. Так, напри-! мер, тишина в квартире, по мнению
медиков, участвовавших в разработке стандарта,- это 40 децибел днем и 30
децибел ночью. Для сравнения: 25 децибел дает шелест листвы на умеренном
ветру, 30 децибел - тиканье часов на расстоянии 1 метра, 75-80 децибел -
шум на улице небольшого города.
Ведется работа над стандартом, который установит1 предельно допустимый
уровень шума в районе жилищных застроек, местах отдыха и детских игр.
Нормы, заложенные в этот стандарт, будут обязательны для проектировщиков
и строителей.
Разумеется, чтобы эффективно бороться с шумом; надо уметь его измерять.
Но не только, нужны еще единые методы измерения и оценки. Именно это
предполагается обосновать новым стандартом СЭВ на методы измерения
шумов, создаваемых транспортными потоками] на улицах больших городов.
При СЭВ есть постоянная комиссия с рабочей груп-1 пой по охране труда,
она координирует работу по стандартизации, ведущуюся в странах СЭВ. В
1976 году были утверждены технические нормы, ограничивающие шум на
предприятиях текстильной промышленности, гд как известно, работают
преимущественно женщины.
Средства и методы защиты от шума классифицирует стандарт, разработанный
советскими специалистам Л стандарт, содержащий общие требования к метода
измерения шума, создали специалисты ЧССР. Специалисты ГДР обосновали
стандарт СЭВ <Допустимые уро ни шума на рабочих местах>, согласно
которому уровень шума отныне не должен превышать 85 децибел. Конечно,
это еще далеко не идеальные условия, о которых мечтают гигиенисты, тем
не менее и снижение производственного шума до этого уровня на всех без
исключения предприятиях привело бы к значительному оздоровлению условий
труда.
Работа по стандартизации, имеющей целью борьбу с шумом, продолжается.
Так, постоянная комиссия СЭВ возложила на специалистов СССР разработку
проекта долгосрочной программы, направленной на всестороннюю защиту
человека от вредного воздействия шума.
При слове <музыка> мы тотчас представляем себе вид искусства,
специфически - с помощью звуковых художественных образов - отражающего
действительность и столь же специфически воздействующего на людей - на
их психику и эмоции.
К тому, что музыка - это многообразный мир особым образом организованных
звуков, благодаря чему она способна выражать с достаточной полнотой
эмоциональные переживания людей, их душевное состояние, мы давно
привыкли. При этом как-то забывается, что к ней применимы все те
характеристики, которые установлены и измерены физиками при изучении
звуков вообще. Приложимы, однако, с учетом ее особенностей, потому-то
она является объектом изучения не акустики вообще, а музыкальной
акустики - науки, родившейся на стыке акустики, музыковедения,
психологии и физиологии. Ведь музыкальный язык - это, можно сказать,
очеловеченный звук и по своему происхождению, и по своему назначению.
Но еще с большим правом то же самое мы можем сказать о звуках, из
которых складывается наш язык, неразрывно связанный, с мышлением,
сознанием.
Таким образом, шум, музыка, звуковая речь - это как бы ступени лестницы,
ведущей ко все большей и большей организованности, упорядоченности в
мире звуков, ко все большей их информативности.
"Звук, ультразвук, инфразвук" автор: И.Г. Хорбченко, Издательство
"Знание" Москва 1986 год.