Папирусная ладья "Ра-2", подгоняемая пассатом, уверенно пересекала
Атлантику. Давно пе встречались суда - курс проложен в стороне от
основных океанских дорог, и тем пе менее здесь, в пустынном океане,
руководитель международной экспедиции норвежский ученый Тур Хейердал
записал в своем дневнике: "Загрязнение ужасающее. Медани (марокканец)
вылавливает темные комки, со сливу величиной, обросшие морскими
уточками. На некоторых поселились крабики и многоногие рачки. Под вечер
гладкое море кругом было сплошь покрыто коричневыми и черными комками
асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность
воды отливала всеми цветами радуги ..."
Темные комочки со сливу величиной - это остатки нефти или
нефтепродуктов, последняя стадия их деградации. Нефть попадает в океан
по многим причинам, по главным образом за счет интенсивного
мореплавания. Многие суда, и прежде всего танкеры, сбрасывают насыщенные
нефтью промывочные и балластные воды. Точнее, это водно-нефтяные
эмульсии. А сколько нефти и нефтепродуктов теряется во время заправки
топливом или при выгрузке "черного золота" танкерами!
Во многих приморских городах акватория порта покрыта толстым слоем
нефтяной пленки. Немало разливается нефти по поверхности океана и при
авариях судов, особенно танкеров. Авария же супертанкера - настоящая
экологическая катастрофа. Например, вследствие разлива нефти при аварии
супертанкера "Метула" в Магеллановом проливе на берегах Огненной Земли
погибло 40 тыс. пингвинов. Во время гибели супертанкера "Торри Каньон"
разлившаяся нефть уничтожила не менее трехсот тысяч тони морских
водорослей.
Интересно, что в океанах, кроме районов интенсивного судоходства, где
часто происходят аварии нефтеналивных судов, имеются обширные акватории
с достаточно сильным нефтяным загрязнением. К таким акваториям относится
Саргассово море, и прежде всего его западная часть - Бермудский
треугольник.
С января по апрель 1978 г. в Бермудском треугольнике работала экспедиция
на судне "Академик Курчатов". В обширной программе исследований
экспедиции нашлось место и для наблюдений за загрязнением океана
нефтепродуктами. С помощью специального трала "обрабатывался"
поверхностный слой океана; 69 траллов из 75 приносили темные шарики,
иногда липкие, но чаще плотные выветренные сгустки, покрытые бурой
пленкой. Эти смоляные комки образовались из разлитой нефти после всех
превращений и потерь на испарение, растворение, разложение. Комки были
самых разных размеров: их диаметр колебался от 2-3 мм до 4-5 см. Вес
"добычи" в каждом из тралов тоже менялся: от нескольких граммов до 150
г. В углублениях комков часто находились известковые водоросли, усоногие
рачки - морские уточки, мшанки.
Саргассово море - обширная центральная часть круговорота, образованного
Гольфстримом, Северо-Атлантическим, Канарским и Северным Пассатным
течениями. Зыбкие, движущиеся границы моря приводят его воды в медленное
движение по направлению часовой стрелки. Кроме того, существует перенос
воды от периферии к центру моря. Вот почему в сравнительно малоподвижных
водах Саргассова моря скапливаются смоляные комочки, принесенные со
значительной акватории Северной Атлантики. В западной его части -
Бермудском треугольнике - имеются и собственные источники загрязнения -
нефтеналивные порты на Бермудских и Багамских островах.
Между прочим, смоляные шарики попадали в Саргассово море и тем более в
Бермудский треугольник задолго до появления судов на жидком топливе.
Известно, например, что еще в эпоху каравелл Христофор Колумб, находясь
в Карибском море, приказывал матросам вылавливать смоляные комочки,
чтобы конопатить днища своих судов. Откуда же появились смоляные комочки
на поверхности Карибского моря? Оказывается, это естественный процесс,
обязанный сползанием в море полужидкого асфальта из уникального озера,
расположенного недалеко от берега в южной части о-ва Тринидад. Течения
подхватывали капли асфальта и несли их через Карибское море в Юкатанский
пролив, там они попадали в систему Гольфстрима.
Какая-то часть смоляных комочков образовывалась и за счет просачивания
нефти в разломах дна Мексиканского залива. По, конечно, количество
смоляных комочков, рождающихся вследствие естественных процессов, не
может создать угрозу Мировому океану, хотя в масштабах всего Мирового
океана суммарная цифра самопроизвольного поступления нефти и
нефтепродуктов достаточно внушительная - полмиллиона тонн в год.
Итак, еще одна неприятная особенность Бермудского треугольника -
нефтяное загрязнение. По наблюдениям с борта "Академика Курчатова", в
Бермудском треугольнике в мае 1978 г. концентрация смоляных комков и
нефтяной пленки составляла 28,3 мг/м2, тогда как в других районах
Северной Атлантики концентрация не превышала 2,5 мг/м2. Наверное, нигде
загрязнение океана не воспринимается так остро, как в Саргассовом море.
Очень чувствительны к чистоте океанской воды кораллы, обитающие па юге
Бермудского треугольника - у Багамских островов и в центре - у
Бермудских. Нефтяное загрязнение для них означает гибель. Б самом деле,
они более уязвимы, чем остальные представители живого мира, поскольку
ведут прикрепленный образ жизни. Многие животные и рыбы могут спастись
бегством, а акропоры, поритесы, а также тридакны, спирографисы и даже
рыбы-бабочки, живущие в коралловых джунглях, гибнут там же, где
родились.
Известный исследователь океана Жак-Ив Кусто говорит; "Гибель кораллов
означает гибель мира изумительной красоты ... Если мы погубим подобное
чудо, просуществовавшее миллионы лет, то будем за это в ответе перед
грядущими поколениями. Если же такое произойдет и наши внуки не увидят
живых кораллов, то, смею утверждать, это будет позором XX века".
Багамские и бермудские кораллы находятся в опасности не только от того,
что люди неаккуратно обращаются с нефтью: сбрасывают промывочные воды,
много теряется нефти у Багамских и Бермудских островов в виде пленки.
Действительно, при этом пефть обволакивает жабры рыб, забивает
дыхательные органы у других обитателей океана. Оказывается, как показали
недавние химические исследования, смоляные комки, которых изобилие в
Бермудском треугольнике, далеко не так безвредны. В смоляных комках, так
же как и в сырой нефти, все еще содержатся масла и смолы, в составе же
последних превалируют парафинонафтеновые и ароматические углеводороды. В
силу этого смоляные комки продолжают быть опасными для обитателей морей
и океанов.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.